Поверженные боги, некогда составлявшие густонаселенный языческий пантеон, не забыты
Источник: http://www.anubis-news.com
В укреплении Дунадд в Аргайле, Шотландия, обнаружен вот такой камень-следовик. Этот след как будто оставлен обутой человеческой ногой. Фото (Creative Commons license): Terry A. McDonald
В стародавние времена, когда на земле жили богатыри и чародеи, люди понимали язык зверей, а звери — язык людей; и не было так заведено, чтобы человек мог обидеть даже самую малую птаху, а зверь причинить вред несмышленому ребенку, — так вот, в те давние-давние времена камни были мягкими, словно сырая глина. Как поссорились люди и животные? Этого не знает никто. .
Но они разделили между собой земли, поставив на границах межевые камни. Волки и медведи, зайцы и лисы приложили к валунам свои лапы, оставив на мягкой поверхности оттиски когтистых конечностей. Кончилось время волшебников и героев, и ушли они в неведомые дали. Но за ними потянулась цепочка следов. Вот здесь богатырка оттолкнулась ногой от большого серого валуна, перепрыгивая через озеро, и остался на камне отпечаток ее босой ноги. А здесь чародей шел по камням, не желая пачкать остроносые туфли. Сразу после этого окаменели мягкие валуны, навсегда сохранив следы тех, кто их коснулся.
Камни с углублениями, напоминающими следы человека (антропоморфные следы) или животного (зооморфные), известны практически на всех континентах — Европе и Азии, Африке и Америке. Обычно следы уходят в камень на несколько сантиметров. Порой их контуры кажутся размытыми, а порой они такие четкие, что видны малейшие выпуклости и впадины стопы. Чаще всего на камне присутствует один след, но известны валуны, на которых есть по два и даже три отпечатка ноги или лапы. Если говорить об антропоморфных отпечатках, то, как правило, это следы босых ног, но иногда кажется, будто на камень «ступил» человек в обуви. Большинство следов имеют натуральные размеры (нога взрослого мужчины, узкая женская ступня или ножка ребенка), но встречаются и очень большие.
И всюду камни со следами окутаны легендами и преданиями. Ту историю, с которой мы начали нашу статью, можно считать преданием обобщающим и универсальным. В каждой конкретной местности она уточняется и распадается на детали. Так Геродот, предпринявший путешествие в земли Скифов, в четвертом томе своих «Историй» написал, что на скале в долине Днестра (для Геродота — реки Тирасы) местные жители показали ему «одну диковинку» — почти метровый отпечаток ступни Геракла. А современный коллега Геродота, учитель истории одной из деревенских школ в Белоруссии, поведал автору этой статьи о своих поисках камня с отпечатками двух ступней (камень пропал во время коллективизации) — взрослого человека и ребенка, которые, как говорили в деревне, принадлежат «ведьме и ее дочери». То есть и в том, и другом случае речь идет об уже оговоренных нами персонажах: героях и чародеях, из чего ясно, что перед нами предания с отголосками языческой религии.
В стародавние времена, когда на земле жили богатыри и чародеи, люди понимали язык зверей, а звери — язык людей; и не было так заведено, чтобы человек мог обидеть даже самую малую птаху, а зверь причинить вред несмышленому ребенку, — так вот, в те давние-давние времена камни были мягкими, словно сырая глина. Как поссорились люди и животные? Этого не знает никто. .
Но они разделили между собой земли, поставив на границах межевые камни. Волки и медведи, зайцы и лисы приложили к валунам свои лапы, оставив на мягкой поверхности оттиски когтистых конечностей. Кончилось время волшебников и героев, и ушли они в неведомые дали. Но за ними потянулась цепочка следов. Вот здесь богатырка оттолкнулась ногой от большого серого валуна, перепрыгивая через озеро, и остался на камне отпечаток ее босой ноги. А здесь чародей шел по камням, не желая пачкать остроносые туфли. Сразу после этого окаменели мягкие валуны, навсегда сохранив следы тех, кто их коснулся.
Камни с углублениями, напоминающими следы человека (антропоморфные следы) или животного (зооморфные), известны практически на всех континентах — Европе и Азии, Африке и Америке. Обычно следы уходят в камень на несколько сантиметров. Порой их контуры кажутся размытыми, а порой они такие четкие, что видны малейшие выпуклости и впадины стопы. Чаще всего на камне присутствует один след, но известны валуны, на которых есть по два и даже три отпечатка ноги или лапы. Если говорить об антропоморфных отпечатках, то, как правило, это следы босых ног, но иногда кажется, будто на камень «ступил» человек в обуви. Большинство следов имеют натуральные размеры (нога взрослого мужчины, узкая женская ступня или ножка ребенка), но встречаются и очень большие.
И всюду камни со следами окутаны легендами и преданиями. Ту историю, с которой мы начали нашу статью, можно считать преданием обобщающим и универсальным. В каждой конкретной местности она уточняется и распадается на детали. Так Геродот, предпринявший путешествие в земли Скифов, в четвертом томе своих «Историй» написал, что на скале в долине Днестра (для Геродота — реки Тирасы) местные жители показали ему «одну диковинку» — почти метровый отпечаток ступни Геракла. А современный коллега Геродота, учитель истории одной из деревенских школ в Белоруссии, поведал автору этой статьи о своих поисках камня с отпечатками двух ступней (камень пропал во время коллективизации) — взрослого человека и ребенка, которые, как говорили в деревне, принадлежат «ведьме и ее дочери». То есть и в том, и другом случае речь идет об уже оговоренных нами персонажах: героях и чародеях, из чего ясно, что перед нами предания с отголосками языческой религии.
Пролить свет на тайны почитаемых камней помогают и их имена. Валуны с выбитыми на серых боках знаками или абсолютно гладкие, но поражающие своими размерами, зачастую хорошо известны современным жителям сел и деревень, даже если находятся под покровом леса в нескольких километрах от населенного пункта. Старожилы, рассказывая исследователям поверья, связанные с местным камнем, обычно называют его по имени — Святой камень, Князь-камень, Марья (Макошь) или Перун, Даждьбог, Велесов камень. Последние имена — это уже прямое указание на былую принадлежность камней к языческим капищам.
Отголоски раннего и позднего язычества, мистические верования, а также поэтичный вымысел, окутывают валуны плотнее мха, которым зарастают их прилегающие к земле каменные бока. И у исследователей пока больше вопросов, чем ответов. Несомненно одно: культ священных камней пронизывал всю дохристианскую культуру славян и оказал влияние на новую, пришедшую на смену язычеству, религию. Поверженные и забытые боги, некогда составлявшие густонаселенный славянский пантеон, не исчезли бесследно. Si monumentum quaeris, circumspice. «Если ищешь его памятник, оглянись вокруг». Кто знает, может быть, в этом покрытом пылью валуне, что валяется сейчас у дороги, тысячелетие назад видели «скотьего бога» Велеса, а в соседнее болото когда-то был брошен Перун.
Светлана Смирнова
novostdnyaОтголоски раннего и позднего язычества, мистические верования, а также поэтичный вымысел, окутывают валуны плотнее мха, которым зарастают их прилегающие к земле каменные бока. И у исследователей пока больше вопросов, чем ответов. Несомненно одно: культ священных камней пронизывал всю дохристианскую культуру славян и оказал влияние на новую, пришедшую на смену язычеству, религию. Поверженные и забытые боги, некогда составлявшие густонаселенный славянский пантеон, не исчезли бесследно. Si monumentum quaeris, circumspice. «Если ищешь его памятник, оглянись вокруг». Кто знает, может быть, в этом покрытом пылью валуне, что валяется сейчас у дороги, тысячелетие назад видели «скотьего бога» Велеса, а в соседнее болото когда-то был брошен Перун.
Светлана Смирнова
Источник: http://www.anubis-news.com




Комментариев нет:
Отправить комментарий